Высокое давление рабочей жидкости (масла)

Колонка рулевого управления размещена в кабине на полу с помощью фланца, приваренного к ее трубе., Верхняя часть колонки с приваренным к ней хомутом прикреплена двумя болтами к внутренней панели кабины. В этих же точках крепления установлены две растяжки, соединяющие их с передним щитом кабины. Таким образом обеспечивается надежное крепление рулевой колонки.

Вал рулевого управления размещен в опорных шариковых подшипниках, осевой зазор в которых регулируется затяжкой гайки. Под гайкой имеется шайба с усиками, позволяющая стопорить тайку (что исключает ее самоотворачивание).

На корпусе со шпоночным пазом верхнего конца вала установлено рулевое колесо. Посадка ступицы рулевого колеса на валу плотная, поэтому при необходимости демонтажа рулевого колеса следует применять съемник. Момент вращения вала в колонке должен быть в пределах 30...80 Н-м. Нельзя чрезмерно затягивать гайки опорных шариковых подшипников и затем отворачивать их для получения требуемого момента, так как это может привести к разрушению подшипников. Момент вращения можно определить до установки рулевой колонки на автомобиль. Если момент вращения рулевого вала проверяется на автомобиле, следует отсоединить карданный вал от рулевой колонки.

Высокое давление рабочей жидкости (масла) в системе рулевого гидроусилителя создает насос высокого давления ( 4.19). Насос лопастного типа, привод клиноременный на карбюраторном двигателе ЗИЛ-508.10 и шестеренный на дизеле автомобиля ЗИЛ-133ГЯ. Центровку шкива 25 обеспечивает разрезная коническая втулка 26, посаженная на шпонку, а крепление на валу — корончатая гайка, зафиксированная шплинтом.

Вал 21 насоса установлен в чугунном корпусе 24 на двух подшипниках — шариковом 23 и игольчатом 20. На шлидевой конец вала свободно насажен ротор 18 насоса, имеющий десять пазов, в которых перемещаются стальные лопасти 27. К корпусу насоса прикреплен статор 19 вместе с распределительным диском 17 и крышкой 16. Внутри крышки расположены предохранительный 11 и перепускной 15 клапаны. Внутренняя поверхность статора имеет овальную форму, в которой вращается ротор. При вращении ротора лопасти за счет центробежной силы перемещаются в пазах и плотно прижимаются к криволинейной поверхности статора. За один оборот ротора лопасть дважды перемещается в пазах на полный ход, совершая, таким образом, два рабочих хода за один оборот.