Штоки механизма переключения передач

Механизм переключения передач смонтирован в чугунной крышке картера коробки передач и состоит из трех штоков, на которые установлены три вилки и две головки, из трех фиксаторов штоков, предохранителя включения первой передачи и передачи заднего хода и замочного устройства для предотвращения одновременного включения двух передач. Механизм переключения передач управляется рычагом, установленным в отдельном картере на шаровой опоре, которая поджата конической пружиной. Рычаг переключения передач уплотнен резиновым чехлом. На автомобиле ЗИЛ-131Н чехол рычага зажат двумя хомутами (на рычаге и горловине картера рычага) для обеспечения герметичности коробки передач.

Штоки механизма переключения передач установлены в отверстия перегородок крышки через отверстия в передней стенке, закрываемые заглушками. В вертикальных отверстиях задней перегородки размещены шарики и пружины фиксаторов штоков.

G помощью каждого из штоков включаются две передачи, поэтому на штоках выполнены по три фиксирующих лунки, в которые под действием пружины западают шарики фиксаторов при нейтральном положении рычага включения передач и при включении передач. На штоке первой передачи и передачи заднего хода установлены головка с пазом для рычага и вилка, на штоке второй и третьей передач также головка и вилка, на штоке четвертой и пятой передач  — вилка с пазом для  рычага.

Головки и вилки закреплены на стержнях болтами, которые стопорятся проволокой от выворачивания.

Для включения первой передачи и передачи заднего хода необходимо перемещать колесо на большее расстояние, чем каретку синхронизаторов. Поэтому, чтобы был одинаковый ход рукоятки рычага на всех передачах, в картере рычага имеется промежуточный рычаг, установленный на своей оси. В паз в средней части этого рычага входит головка рычага переключения передач, а нижняя головка промежуточного рычага — в паз головки штока первой передачи и передачи заднего хода. Для предотвращения случайного включения первой передачи или передачи заднего хода в крышке коробки передач имеется предохранитель, сухарь гсь торого под действием пружины постоянно поджимает штифт, установленный в промежуточном рычаге, и препятствует перемещению рычага. Водителю для того, чтобы включить первую передачу или передачу заднего хода, необходимо при поперечном наклоне рычага через штифт и сухарь сжать пружину предохранителя, приложив дополнительное усилие.