Стояночная тормозная система

Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижность автомобиля-тягача без прицепа на уклонах до 20%, автопоезда на уклонах до 18% и автопоезда только тормозной системой автомобиля-тягача на уклонах до 12%.

Предписанную эффективность действия стояночной тормозной системы можно достичь затормаживанием колес только заднего моста (мостов), если в статических условиях на горизонтальной дороге на задний мост (мосты) автомобиля приходится более 35% полной массы. На грузовых автомобилях ЗИЛ данное условие по распределению массы выполняется, и поэтому торможение-стояночной тормозной системой действует только на задний мост (автомобиль ЗИЛ-431410) или на промежуточный и задний мосты (автомобили ЗИЛ моделей 13 Ш и 133ГЯ)На протяжении многих лет стояночная тормозная система грузовых автомобилей ЗИЛ представляла собой трансмиссионный (центральный) тормозной механизм с ручным механическим приводом.

С учетом специфики условий эксплуатации (отсутствие целесообразности применения пружинных энергоаккумуляторов) хорошо зарекомендовавшая себя конструкция трансмиссионного тормозного механизма барабанного типа с внутренними колодками, кулачковым разжимным устройством и с механическим приводом продолжает применяться на современном автомобиле ЗИЛ-131Н.

Возможность дальнейшего повышения надежности, унификации узлов стояночной и рабочей тормозных систем, а также возможность повышения эргономических показателей управления автомобиля побуждают применение в стояночной тормозной системе энергии сжатого воздуха. Так, в стояночной тормозной системе автомобилей ЗИЛ моделей 431410 и 133ГЯ с МТП в качестве тормозного устройства используются колесные барабанные тормозные механизмы рабочей тормозной системы, и для управления торможением применяется пневмопривод.