Стартеры

Устройство и работа стартеров СТ130АЗ и СТ2А

На автомобиле ЗИЛ-431410 установлен стартер СТ130АЗ. Стартер размещен с левой стороны двигателя и прикреплен к картеру сцепления.

Стартер представляет собой четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения с электромагнитным тяговым реле и приводом, имеющим муфту свободного хода. Стартер работает по принципу взаимодействия магнитного поля обмотки возбуждения и магнитного поля проводников, расположенных в якоре ( 6.13).

Якорь 19 стартера состоит из пакета пластин из листовой электротехнической стали, установленного на валу 17, обмотки и коллектора 20. Вал вращается в трех бронзографитовых втулках, установленных в крышках 9 я 21 корпуса и промежуточной опоре 16. На крышке 21 смонтированы четыре щеткодержателя 28 со щетками 22 и пружинами 27.

В корпусе стартера установлены четыре полюса с обмотками 23 возбуждения, на крышке со стороны привода — электромагнитное тяговое реле с выключателем. Реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя и удержания ее в этом положении, включения электрической цепи стартера и замыкания накоротко секции добавочного резистора катушки зажигания.

Катушка 3 тягового реле имеет две обмотки: втягивающую и удер жив ающу ю.

Привод состоит из шестерни 14, роликовой муфты 15 свободного хода и направляющей втулки. Муфта свободного хода предохраняет обмотку и коллектор якоря стартера от «разноса». Муфта рассчитана на кратковременную работу.

При повороте ключа выключателя зажигания по часовой стрелке в положение, соответствующее пуску, подключается электрическая цепь дополнительного реле типа РС502, через контакты которого напряжение от аккумуляторной батареи поступает к тяговому реле. Якорь 4 тягового реле под действием электромагнитного поля двух обмоток реле втягивается и с помощью рычагов вводит в зацепление шестерню. В конце его хода включается электрическая цепь стартера, одновременно замыкаются накоротко втягивающая обмотка реле и секция добавочного резистора катушки зажигания.