Система вентиляции картера двигателя

Система вентиляции картера двигателя принудительная, закрытого типа, предназначена для удаления из картера проникших в него отработавших газов. Газы содержат продукты сгорания и частично окислившиеся углеводороды топлива, органические кислоты и др. Если температура в картере невысокая, пары воды конденсируются, растворяют в себе все компоненты, образуя жидкую фазу, обладающую кислой реакцией и высокой химической активностью. Под воздействием этой среды процессы окисления и осмоления масла ускоряются, образуется вязкий осадок шлам, который ухудшает смазочные свойства масла и способствует износу деталей двигателя.

При высоких температурах в картере капельки масла, вытекающие из подшипниковых узлов, и тонкие пленки масла на поверхностях деталей двигателя также вступают в химическое взаимодействие с картерными газами, образуя продукты высокотемпературной полимеризации— лаки, смолистые отложения и т. д.

При принудительной вентиляции картера газы, попавшие в картер через неплотности в поршневых кольцах и втулках выпускных клапанов, удаляются, в результате чего процессы окисления и полимеризации в масле замедляются, а качество его становится более стабильным. При этом износ поверхностей трения замедляется. Удаленные картерные газы частично заменяются воздухом, который имеет более низкую температуру, вследствие чего температура в картере снижается.

 Газовый состав в картере должен быть оптимальным. При чрезмерной вентиляции в картер с воздухом может поступить много кислорода, что также вредно, так как в этом случае усиливаются окислительные процессы в масле при высоких температурах. Поэтому системы вентиляции картера, применяемые в настоящее время, содержат устройства, управляющие отсосом картерных газов. В качестве устройств обычно служат различные клапаны вентиляции картера, которые поддерживают определенное соотношение между количеством поступивших в картер и удаленных из него газов.