Задний конец коленчатого вала

Задний конец коленчатого вала имеет уплотнение 2 (см.  2.7), изготовленное из асбестового шнура, пропитанного графитомасляной композицией. Шнур укрепляется в проточках 1, сделанных в блок-картере и в крышке 3 заднего коренного подшипника, специальным приспособлением, имитирующим уплотняемую поверхность коленчатого вала. Выступающие над поверхностью блок-картера и крышки концы шнура обрезаются. Масло-отгонные свойства уплотнения улучшаются нанесением на поверхность коленчатого вала специального микрошнека 5, а также протачиванием на коленчатом валу маслоотражателя.

В зоне заднего коренного подшипника при вращении коленчатого вала создается вакуум. При вращении маховика его поверхность, обращенная к заднему торцу блок-картера, становится как бы центробежным вентилятором, создавая вакуум перед уплотнением. Этот вакуум, не очень большой, но его достаточно для создания условий, вызывающих течь масла при нарушении уплотнения (проворачивании или ороговении набивки, повышенном биении коленчатого вала, увеличенном зазоре в заднем коренном подшипнике и т. д.).

Задний конец коленчатого вала выполнен в виде фланца диаметром 140_o ,oi8 мм с шестью отверстиями диаметром 14,0+0 036 мм. Одно отверстие расположёно несимметрично со смещением на 2°, что позволяет устанавливать маховик только в одном, строго определенном положении. В центре фланца имеется ступенчатая проточка с диаметрами 48 и 52Zo;o>m мм. ,

Во фланце размещен подшипник переднего конца вала коробки передач. На задний фланец устанавливается отлитый из серого чугуна маховик (см.  2.17). Назначение маховика—уменьшение неравномерности вращения коленчатого вала. Маховик крепится к заднему фланцу коленчатого вала шестью стальными болтами 6 с гайками. Момент затяжки гаек должен быть 140...150 Н-м. Биение установленного маховика должно составлять не -более 0,15 мм на диаметре 300 мм.

При эксплуатации поверхность маховика, по которой работает ведомый диск сцепления, подвергается износу. На ней могут появиться мелкие трещины, вызванные перегревами при работе сцепления, а также риски и задиры. В этом случае допускается шлифование поверхности маховика, однако не более чем на 3 мм.