|
|
возможность перегрева фаски выпускного клапана
Исключить возможность перегрева фаски выпускного клапана можно с помощью принудительного вращения его при работе. При вращении клапана стираются отложения (продукты окисления масла) на стержне клапана и его направляющей втулке, что улучшает отвод теплоты от стержня. Кроме того, удаляются отложения оксидов свинца с посадочных фасок седла и клапана.
В двигателе ЗИЛ-508.10 применен механизм вращения выпускного клапана типа «ротокап», представляющий собой шариковую муфту свободного хода ( 2.22). В корпусе 7 в пяти наклонных лунках 2 находятся шарики 3, прижимаемые пружинами 1. Тарельчатая пружина 6 закрывает наклонные каналы с находящимися в них шариками 3, Крышка 5 передает силу клапанной пружины 4 на тарельчатую пружину 6, жесткость которой выбрана так, чтобы при закрытом клапане ее опорная поверхность воспринимала силу предварительной затяжки пружины 4 клапана без деформации.
При открытии клапана сила, воспринимаемая , тарельчатой п /жиной 6, угеличивается, вследствие чего она, распрямляясь, ложится на шарики 3, которые перекатываются по наклонной поверхности канавки, поворачивая пружину 6, а вместе с ней крышку 5 с находящейся на ней пружиной 4 клапана. Вместе с пружиной 4 поворачивается и связанный с ней клапан. После закрытия клапана механизм возвращается в исходное положение. При следующем открытии клапана цикл движения повторяется. За один ход клапан поворачивается на 3...50. При увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя угол поворота несколько возрастает, что связано с инерционными воздействиями и с колебаниями витков клапанной пружины.
Температура стержня и направляющей втулки впускного клапана при эксплуатации изменяется незначительно. Распределение температуры по длине направляющей достаточно равномерное. Максимальная разность температуры не превышает 20 "С. Температура стержня и направляющей втулки выпускного клапана существенно выше, а распределение ее по длине более неравномерное. Максимальная разность температуры направляющей втулки составляет 80 °С. Более высокий уровень температуры связан с двумя факторами: большим нагревом отработавшими газами конца втулки, обращенного в выходной патрубок, и увеличенным подводом теплоты от стержня клапана к ней в той зоне, где расположен участок, наполненный металлическим натрием.