Внутренняя полость осей коромысел

Внутреннюю полость осей коромысел используют в качестве масляного канала, из которого масло через отверстия в оси поступает к втулкам коромысла. К оси масло подводится от среднего подшипника распределительного вала по каналам в блок-картере и головке цилиндров.

В полость оси масло поступает через зазор между отверстием в стойке и болтом ее крепления. Стоек крепления оси четыре. Они отлиты из чугуна и обработаны. Болты крепления стоек являются одновременно и болтами крепления головки блока. На двигатель устанавливается предварительно собранная ось. Перед установкой на нее надевают коромысла, стойки, распорные пружины, концевые пружинные распорные шайбы, плоские шайбы и шплинты.

Точное положение оси коромысел на головке цилиндров обеспечивается с помощью центрирующих втулок, установленных в стойках.

Распорные   пружины   цилиндрические   с   постоянным   шагом витка. Изготовлены из стальной проволоки (сталь 65Г) диаметром 2,2 мм. Их внутренний диаметр равен 24+° 52мм,  число витков полное 6,5 X 0,25, рабочее 4,5. На одной оси устанавливают три распорные пружины.

Штанга толкателя изготовлена из стали 45 диаметром 8 мм, термообработана до твердости 265...319 HV. Верхний конец имеет диаметр 6,8 мм. На верхнем и нижнем концах штанги выполнены сферические опорные поверхности. Радиус верхней сферы равен 4,5_0Д6 мм, нижней —- 8,73_0)16 мм. Опорные поверхности подвергают закалке с нагревом ТВЧ до твердости не менее 55 HRC8. Глубина закаленного слоя равна 2 мм. Для снижения трения поверхности полируют до шероховатости поверхности не более Ra 0,32.

В процессе эксплуатации износ верхней и нижней сферических поверхностей незначителен и обеспечивает установленный ресурс двигателя. При нарушении нормального смазывания износ верхней сферы штанги может резко возрасти. При этом на сфере в зоне, где у регулировочного винта расположено отверстие для подвода смазочного материала, может образоваться носик, который уменьшает количество подаваемого масла, вследствие чего скорость изнашивания еще больше возрастает. Обнаружить нарушение нормального смазывания в узле трения верхняя сфера штанги— регулировочный винт можно и на слух. При недостаточном смазывании в этом узле возникает трение без смазочного материала, вследствие чего штанги начинают скрипеть, так как штанга помимо поступательного совершает еще и качательное движение относительно регулировочного винта.