Вихревое движение заряда

Важным отличием двигателя ЗИЛ-508.10 от ранее выпускавшегося двигателя ЗИЛ-130 является впускной канал, который создает интенсивное вращение топливовоздушной смеси, поступающей в цилиндр на такте всасывания. Это вращательное движение формируется в улиткообразной камере ( 2.11), выполненной в головке вокруг впускного клапана. Скорость вихревого движения зависит от частоты вращения коленчатого вала и от подъема впускного клапана. По мере подъема впускного клапана и увеличения частоты вращения коленчатого вала скорость вихревого движения заряда растет. На  2.12 показан песчаный стержень нового впускного канала с заходной и улиточной частями.

Вихревое движение заряда, возникшее во впускном канале, не должно затухать в цилиндре в течение такта сжатия. Чтобы уменьшить . затухание вихревого движения, изменена форма камеры сгорания. Она стала более обтекаемой, а переходы — более плавными. Кроме того, улиточная часть впускного канала выходит в незатесненную вертикальными стенками часть камеры сгорания (примерно в ее середину).

При вихревом движении заряда значительно увеличивается скорость сгорания топливовоздушной смеси, в результате чего продолжительность ее сгорания по времени сокращается почти в 2 раза, оптимальные углы опережения зажигания значительно уменьшаются, а антидетонационные качества двигателя существенно улучшаются. Вихревое движение заряда в цилиндре вызывает определенное расслоение топливовоздушной смеси. Это происходит под действием центробежных сил, возникающих при вращении заряда. Центробежные силы отбрасывают некоторое количество ее более богатой части на периферию камеры сгорания, в том числе и в зону, где расположена свеча зажигания. В результате этого в зоне свечи зажигания создается область более богатой топливовоздушной смеси. Такая смесь легче и стабильнее воспламеняется. На основных рабочих режимах расслоение смеси позволяет двигателю устойчиво работать на более обедненном общем ее составе, что при одновременном повышении степени сжатия существенно улучшает экономичность двигателя.