Вентиляция кабины

Вентиляция кабины осуществляется через поворотные форточки и опускные стекла дверей. Кроме того, свежий воздух поступает в кабину через вентиляционный канал в брызговике правого крыла при наклонном или горизонтальном положении воздушной заслонки в кожухе отопителя. Это лучший способ подачи свежего воздуха, так как забор его происходит спереди автомобиля.

Эффективность вентиляции возрастает в сочетании открытых вентиляционного канала в брызговике и левой форточки. В этом случае при движении автомобиля за стеклом форточки образуется вакуум, который способствует интенсивному забору воздуха через вентиляционный канал.

На предыдущих выпусках автомобилей в крыше кабины было два вентиляционных люка, затем один. Практика эксплуатации автомобилей показала их недостаточную эффективность, водители сравнительно редко ими пользовались, а трудоемкость их изготовления достаточно высока. В связи с этим они были аннулированы  в  конструкции  автомобилей  начиная  с  1987 г.

Омыватель стекла переднего окна

Для быстрой и хорошей очистки стекла переднего окна необходимо, чтобы щетки стеклоочистителя работали по мокрому стеклу. Для этого на автомобилях ЗИЛ установлен педальный омыватель с ножным приводом и двумя одноструйными форсунками. Для того чтобы производительность обеих форсунок была одна и та же, резиновые шланги к ним имеют одинаковую длину.

Резервуаром для воды служит медицинская грелка, которая в чехле подвешена внутри кабины (на переднем щите). Вместо пробки в грелку ввернут переходник для шланга к насосу.

Направление струи жидкости регулируют поворотом корпуса форсунки и жиклером с помощью стальной проволоки (иглы). Необходимо добиваться касательного к стеклу направления подачи струи жидкости, причем точка контакта жидкости со стеклом должна  быть  на  середине длины щеток стеклоочистителя.

При нажатии левой ногой на педаль насоса вода из резервуара засасывается внутрь резинового баллона и пружина насоса сжимается. После прекращения нажатия на педаль пружина разжимается и сжимает резиновый баллон насоса, выталкивая из него воду, которая по резиновым шлангам подается к форсункам.

При эксплуатации нельзя допускать применения грязной воды — в противном случае это приводит к быстрому засорению форсунок.

В резервуаре для забора жидкости служит шланг с фильтром на конце. Длина шланга должна обеспечивать зазор 5 мм между фильтром и дном резервуара.

Жиклеры форсунок очищают от грязи сжатым воздухом.