Уровень регулируемого напряжения

Уровень регулируемого напряжения регулятора 201.3702 с подключенной аккумуляторной батареей при частоте вращения ротора генератора (3000 ± 150) мин"1 и силе тока в нагрузочном режиме (14 +1) А для генератора Г250 И1 и (20 ± 1) А для генератора 32.3701 составляет 13,8 ... 14,5 В, а регулятор 201.3702 (тропическое исполнение)  13,3 ... 14,0 В.

В состав регулятора входят следующие функциональные блоки и элементы:

измерительный блок, предназначенный для сравнения фактического напряжения с заданным. В измерительный блок входят транзистор VT1, стабилитрон VD1, конденсатор С1 и резисторы R1 ... R7;

регулирующий блок, служащий для усиления сигналов измерительного блока и регулирования силы тока возбуждения генератора. В него входят управляющий элемент, состоящий из транзистора VT3 и резисторов R10 ... R13; выходной транзисторный ключ, выполненный на составном транзисторе (транзисторы VT4, VT5), резисторах R14, R15 и гасящем диоде VD3;

блок защиты от короткого замыкания вывода «шунт» на «—», состоящий из транзистора VT2, резистора R9, конденсатора С2 и диода VD2. Резистор R6 обеспечивает общую отрицательную связь, а резистор R8 — местную положительную связь;

диод VD4, предназначенный для защиты полупроводниковых элементов от импульсов напряжения обратной  полярности.

Регулятор работает следующим образом. При неработающем двигателе напряжение на выводах регулятора «+».и «—» равно напряжению аккумуляторной батареи и недостаточно для открывания измерительного транзистора VT1, эмиттер которого подключен к стабилитрноу VD1, выполняющему функцию источника опорного напряжения. Управляющий транзистор VT3 закрыт, а составной транзистор VT4, VT5 открыт. В цепи обмотки возбуждения генератора протекает постоянный ток, сила кото-. рого ограничивается активным сопротивлением обмотки возбуждения и падением напряжения на эмиттер-коллекторном переходе насыщенного транзистора VT5. Транзисторы VT4, VT5 при этом открываются под действием тока, протекающего по цепи:«+» аккумуляторной батареи, указатель тока, выключатель S2, «+» регулятора,  эмиттер — база транзистора VT5, эмиттер-база транзистора VT4, резистор R14, резистор R13, резистор R12, зажим «—» регулятора, корпус автомобиля, «—» аккумуляторной батареи. В этом случае разность потенциалов на обкладках конденсатора С2 близка к нулю, тока в его цепи нет, вследствие чего транзистор защиты VT2 от короткого замыкания зажима Ш на корпус закрыт.