Торможение вспомогательной тормозной системой

Вспомогательная тормозная система как автономная устанавливается лишь на автомобиле ЗИЛ-133ГЯ с дизелем. Для торможения вспомогательной тормозной системой водитель нажимает на кнопку крана 5 (см.  5.4) и удерживает ее в нажатом положении. Сжатый воздух из воздушного баллона 27 поступает в пневматические цилиндры 9 и 10. Шток поршня цилиндра 9 перемещает рычаг топливного насоса двигателя, и подача топлива прекращается. Шток поршня цилиндра 10 перемещает рычаг

исполнительного устройства вспомогательной тормозной системы. Дроссельные заслонки устройства поворачиваются и перекрывают приемные трубы глушителя. Так как автомобиль (автопоезд) по инерции продолжает двигаться, то коленчатый вал двигателя продолжает вращаться, преодолевая сопротивление воздуха в цилиндрах и поглощая при этом энергию движения автомобиля. При подаче сжатого воздуха в цилиндры 9 и 10 замыкаются контакты пневмоэлектрического выключателя 8 и загораются лампы сигнала  торможения.

Следует отметить, что эффективность вспомогательной тормозной системы пропорциональна частоте вращения коленчатого вала двигателя. Пользоваться вспомогательной тормозной системой следует рационально, не допуская превышения возможной максимальной частоты вращения коленчатого вала.

При отпускании кнопки крана 5 сжатый воздух из цилиндров 9 и 10 выходит в окружающую .среду через атмосферный вывод крана. Штоки цилиндров 9 и 10 возвращаются в исходное положение, и двигатель переходит в тяговый режим работы. Контакты выключателя  8 размыкаются,  гаснут сигналы торможения.