Торможение стояночной тормозной системой

Стояночная тормозная система автомобилей ЗИЛ моделей 431410 и 133ГЯ работает так же, как и запасная, только рукоятка ручного крана 17 (см.  5.3) и 20 (см.  5.4) перемещается назад до отказа и фиксируется в таком положении. Вследствие этого сжатый воздух из пружинных энергоаккумуляторов выходит полностью, и они затормаживают автомобиль с максимально возможной эффективностью. При этом затормаживается и прицеп  рабочей  тормозной  системой,   т. е.   с  помощью  пневмопривода. Эффективность такого затормаживания прицепа зависит от давления сжатого воздуха в его пневмоприводе и может меняться в результате влияния негерметичности привода. Вследствие этого предписывается на длительных стоянках приводить в действие стояночную тормозную систему прицепа с механическим приводом. На кратковременных стоянках допускается стояночное торможение прицепа его рабочей тормозной системой, однако при этом водитель должен убедиться в возможности удержания всего автопоезда неподвижным только стояночной тормозной системой автомобиля-тягача. Для проверки водителем этого условия (не выходя из кабины) на автомобиле ЗИЛ-431410 предназначен кнопочный кран 15 (см.  5.3). При нажатии на кнопку крана 15 сжатый воздух из баллона 16 через двухмагистральный клапан 18 подводится к клапану 25 двухпроводного управления тормозным пневмоприводом прицепа. Клапан 25 срабатывает, снимая давление в магистрали управления с соединительной головкой 22 и подавая сжатый воздух в магистраль с соединительной головкой 20. В результате прицеп растормаживается, позволяя водителю убедиться в эффективности торможения автопоезда только стояночной тормозной системой автомобиля. После отпускания кнопки крана 15 прицеп повторно затормаживается рабочей тормозной системой, повышая эффективность стояночной тормозной системы автомобиля.

На автомобиле ЗИЛ-131Н торможение стояночным тормозным механизмом производится перемещением назад рычага механического привода. При перемещении рычага сжатый воздух из магистрали управления тормозным пневмоприводом прицепа через нижнюю секцию тормозного крана 22 (см.  5.2) выпускается в окружающую среду. В результате этого прицеп затормаживается рабочей   тормозной   системой.

При необходимости расцепить автомобиль-тягач с прицепом следует рассоединить соединительные головки тормозного пневмопривода прицепа. При этом воздух из тормозного привода автомобиля не выходит, так как соединительные головки имеют встроенные клапаны, которые при рассоединении автоматически закрываются.

Растормаживание автомобиля (автопоезда) после стоянки описано выше.