Смазывание узлов трения комбинированное

Смазывание узлов трения комбинированное — под давлением и разбрызгиванием. Под давлением масло подводится к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к втулкам коромысел, к боковым поверхностям толкателей, к валу привода распределителя, к опорам вала привода масляного насоса, упорным подшипникам коленчатого и распределительного валов, верхним сферическим опорам штанг толкателей,  а также к компрессору тормозных систем.

Разбрызгиванием масло подается на внутренние поверхности гильз цилиндров, к втулкам верхних головок шатунов, на кулачки распределительного вала, к отверстиям в бобышках поршней, на шестерни привода распределительного вала,, к направляющим втулкам впускных клапанов и т. д. Кроме того, к некоторым узлам трения масло поступает самотеком. К ним относятся шестерня привода распределителя (смазывается потоком масла, вытекающего из корпуса центрифуги и использованного для ее реактивного привода), нижние сферические опоры штанг толкателей (смазываются маслом, подводимым к регулировочному винту коромысел и стекающим по штангам), направляющие втулки выпускных клапанов.

Масло заливают в масляный картер двигателя через масло-заливную горловину. Из картера оно через неподвижный масло-приемник 15 масляным насосом 1 по каналу 2 подводится к полнопоточному центробежному масляному фильтру 6. Масло, прошедшее фильтрацию, по каналу 4 попадает в маслораспределитель-ную камеру 3, расположенную в задней части блока. Из маслорас-пределительной камеры по двум продольным каналам 9 я 14 диаметром 14,5 мм в блок-картере масло поступает.к толкателям и кореннымподшипникам коленчатого вала. Направляющие отверстия под толкателем в блок-картере пересекают продольные масляные каналы. Масло, протекающее по каналам, смазывает боковые поверхности толкателей.

К коренным подшипникам коленчатого вала масло подается от левого продольного канала по наклонным отверстиям диаметром 7 мм. На внутренних поверхностях вкладышей коренных подшипников имеется круговая маслораспределительная канавка. Из этой канавки по наклонному отверстию диаметром 6 мм масло поступает к шатунной шейке коленчатого вала. В шейке просверлены полости 13 (грязесборники), закрытые резьбовыми пробками. В полостях производится дополнительная центробежная очистка масла перед поступлением в шатунные подшипники. От коренных подшипников по вертикальным каналам диаметром 7 мм через отверстия диаметром 6 мм в маслораспределительной канавке верхних коренных подшипников масло подводится к первым четырем подшипникам распределительного вала. К заднему подшипнику этого вала масло подается по каналу из маслораспределительной камеры.