Сложность полностью автономных тормозных систем

Сложность полностью автономных тормозных систем и большие затраты при их исполнении вынуждают искать возможность использования в них общих элементов. Так, рабочая, запасная и стояночная тормозные системы автомобилей ЗИЛ моделей 431410 и 133ГЯ имеют одни и те же тормозные механизмы, постоянно и жестко связанные с колесами автомобиля при помощи деталей, поломка которых в процессе нормальной эксплуатации исключена.

Применение таких общих элементов допускается нормативными предписаниями, однако требуется наличие на автомобиле не менее двух независимых органов управления процессом торможения.

Рабочая тормозная система

Основой рабочей тормозной системы являются тормозные механизмы — фрикционные устройства, где искусственное сопротивление движению создается в результате регулируемого трения вращающихся и неподвижных частей.

На грузовых автомобилях ЗИЛ применены барабанные тормозные механизмы с внутренними колодками, расположенные непосредственно в колесах. Данные тормозные механизмы на современных автомобилях получили наибольшее распространение в силу наличия целого ряда достоинств, а именно: достаточно благоприятные условия отвода теплоты от поверхности трения; возможность хорошей защиты тормозного механизма от повреждений, попадания пыли и грязи; удобство размещения разжимного устройства тормозного механизма, обусловливающее рациональное использование, пространства внутри колеса; возможность в максимальной степени унификации деталей при установке на различные модификации автомобилей. Последнее позволяет применять тормозные барабаны с внутренним диаметром (диаметром поверхности трения) 420 мм для всех грузовых автомобилей ЗИЛ, сводя учет отличительных параметров в основном к выбору необходимой ширины поверхности трения.

Основные силы, действующие на автомобиль при торможении (без учета сил сопротивления качению колес и сопротивления воздуха), показаны на  5.1.