Система охлаждения

Система охлаждения двигателя служит для принудительного отвода теплоты от нагретых деталей двигателя и передачи ее в окружающую среду для поддержания температурного режима двигателя в заданных пределах при экстремальных условиях эксплуатации и различных температурах окружающего воздуха.

В автомобильных двигателях примерно 30% теплоты, выделившейся в цилиндрах при сгорании топлива, передается деталям, соприкасающимся с горячими газами. Больше всего нагреваются стенки камеры сгорания, впускные и выпускные клапаны, стенки выпускных патрубков в головке цилиндра, поршни, гильзы цилиндров. Теплота передается и другим деталям, удаленным от внутрицилиндрового пространства. Их температура также не должна выходить за установленные предельные значения, для чего и от этих деталей необходимо отводить теплоту.

Система охлаждения должна отводить теплоту от всех нагреваемых деталей. Кроме того, при работе в нормальных (не экстремальных) условиях система охлаждения должна поддерживать наивыгоднейшее с точки зрения получения максимальной экономичности тепловое состояние двигателя. Жидкостная система охлаждения позволяет достичь этих целей и, кроме того, создать определенный резерв для работы двигателя (и автомобиля) в экстремальных условиях.

В двигателе ЗИЛ-508.10 применена жидкостная система охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и охлаждением ее трубчато-ленточным (змейковом) радиатором. Для увеличения- теплоотдачи в окружающую среду радиатор обдувается интенсивным потоком воздуха, создаваемым   вентилятором.   Жидкость,   прошедшая   через   радиатор, вновь направляется в двигатель. Система охлаждения нормально работает при температуре окружающего воздуха до 50 °С, причем максимально допустимая температура охлаждающей жидкости может составлять 119 °С. Это возможно только при закрытой системе охлаждения, находящейся под давлением 100 КПа.